Государственный Дарвиновский Музей в Москве

Александр Федорович Котс


Основанный его теперешним Директором в конце 1905 года, Дарвиновский Музей в действительности опирается о более, чем полувековые сборы, поскольку первые ценные (ныне абсолютно уникальные) приобретения датируются 1896 годом и тогда же будущему основателю Музея была присуждена Русским Обществом Акклиматизации Серебряная медаль за коллекцию чучел, собственноручно сделанных 16-ти летним натуралистом и составляющую «ядро» будущего Музея, ныне мирового ранга.

Основанный на личный заработок основателя и приуроченный вначале к Моск. Высшим Женским Курсам, немного позже (в 1913 г.) переданный им в дарственном порядке, Дарвиновский Музей уже в ту пору не имел себе равного на материке Европы по самобытности идеи и достоинству вещного отображения.

Поворотным пунктом в жизни Музея, как и всех научных и культурно-просветительных учреждений во всей стране, была Великая Социалистическая Октябрьская Революция, открывшая громадные дотоле неизвестные возможности в музейном творчестве.

Лишь с осени 17-го года Музей имени Дарвина стал ориентироваться на превращение в подлинное массовое учреждение, на «Третьяковку в Биологии».

Основным нововведением Дарвиновского Музея является не только самая идея Дарвинизма, (лишь попутно проводимая дотоле и притом лишь единичными Музеями за рубежом) но и новые принципы экспозиции, основанные как на двукратном длительном изучении постановки музейного дела заграницей (во время двух заграничных поездок с этой целью в 1905 и 1913 г.г.), так и на совершенно уникальной практике самого Директора Музея в области экскурсионной, лекционной и культмассовой работы, личного обслуживания им в самом Музее и вне его свыше миллиона слушателей.

В итоге этого полувекового личного музейного опыта, закрепленного в полусотне рукописных работ, специально посвященных теории и практике организации музеев массового типа, наметились следующие принципиальные установки организации Дарвиновского Музея:

  1. Органичность, целостность, единство содержания, тематики и вещного, фактического выявления в экспонатуре.

  2. Тематико-экспозиционный «Лаконизм». Предельное сжатие тематики, опущение всего, неоправданного ни яркостью показа, ни значительностью содержания.

  3. Оперирование с объектами и темами, доступными предельно яркому и красочному показу. Борьба с «музейным миниатюризмом». Резкое отмежевание от музеев школьно-учебного типа.

  4. Избегание всего узкопрофессионального и специального, доступного для понимания лишь помощью пространных устных или этикетажных пояснений. Выдвигание «языка вещей», а не печатных текстов, за их малой эффективностью.

  5. Оперирование по возможности с примерами (объектами) вещно знакомыми любому зрителю и помогающими концентрировать внимание на выводах и обобщениях.

  6. Насыщение всей экспонатуры новыми, оригинальными примерами и фактами, способными захватить внимание даже крупнейших знатоков предмета.

  7. Оформление экспонатуры и особенно примеров, хорошо известных, но не устранимых за теоретической их важностью, в особо красочной манящей форме. Широчайшее использование живописи и скульптуры в полноценных выполнениях.

  8. Связь Теории и Практики социалистическим животноводством (Птицеводством, Коневодством, Собаководством, Звероводством, Пушно-меховой промышленностью и Охотоведением).

  9. Разработка ряда новых методов, содействующих освоению любого экспоната одиночным зрителем в сквозном однократном осмотре — посещения Музея. Ставка на самостоятельное изучение Музея одиночным массовым зрителем (не профессионалом!) без устного руководства и при максимальном сокращении этикетажа.

  10. Абсолютная доходчивость любого экспоната, обеспеченная либо новизной и яркостью фактического материала, либо новаторской методикой показа. Но «новаторство» и там и здесь. Категорическое опущение всего не отвечающего этому руководящему принципу экспонатуры Музея массового типа.

Таковы главнейшие приемы и пути реформы реорганизации былого «Вузовского» учебного Музея в таковой общедоступности массового типа.

Обращаясь к наличному фактическому вещному содержанию Дарвиновского Музея, отметить можно следующее:

  1. Коллекции, собрания, экспонаты уникальные в мировом масштабе.

    1. Коллекции цветовых вариететов Птиц («Белые Орлы», Аномальные по окраске хищные, охотничьи и промысловые птицы), отобранные за полвека из колоссальных партий (свыше 200.000.000 экземпляров). Нечто единственное и неповторимое в мире, позволившее разрешить один из фундаментальных вопросов Дарвинизма.

    2. Собрание цветовых вариаций Млекопитающих: результат 33-летней культурно- прозводственной связи с учреждениями Пушно-Меховой промышленности, просмотра миллиардов образцов пушнины, прибывавших в Москве со всех концов Союза. Нечто абсолютно неповторимое в мире.

    3. Коллекция Птиц и Млекопитающих (диких и одомашненных), поясняющих изменчивость в зависимости от гормональной деятельности желез внутренней секреции. (В экспериментальных и естественных условиях).

    4. Обширная коллекция лучших в мире таксидермических препаратов Птиц, монтажа знаменитой Московской школы препараторов (Ф. Лоренца).

      «Музейные Страдивариусы», отдаленно не имеющие себе равных в мире. (Приобретение 1896-1909 г.г.)

    5. Собрание анималистических скульптур (Ватагин, Флеров, Трофимов) представителей современной фауны.

    6. Серия скульптурных реконструкций вероятного облика людей Палеолита (первая по времени вообще в мире!)

    7. Собрание скульптур (статуи, портретные бюсты) выдающихся Биологов зарубежных и русских: Дарвина, Линнея, Бюффона, Мичурина (3 варианта), Лысенко...

    8. Серия картин (масло, пастель) «к Истории Биологии и Эволюционного Учения». В частности серия акварелей, иллюстрирующих автобиографию Дарвина и обширная серия картин и красочных зарисовок, поясняющих жизнь и творчество И. Мичурина.

    9. Серия картин на тему: «Детство Животных».

    10. Серия картин на тему: «Биопсихология Животных», входящая в единственный в своем роде Отдел Зоопсихологический, основанный на 40-летних научных работах Музея. (Доктора Наук Н.Н. Ладыгиной-Котс).

    11. Серия ориг. картин маслом по Зоогеографии (Ватагина).

    12. Серия картин и ориг. фотоувеличений, поясняющих зоопсихологические экспериментальные 40-летние работы Дарвиновского Музея, связанные с Дарвинизмом.

  2. Коллекции, собрания, экспонаты, уникальные для нашей Страны.

    (частью уникальные для музеев европейского континента).

    1. Собрания чучел Пушных Зверей диких и зверосовхозных (свыше 150 чучел Лисиц, 40 волков, 30 медведей, 15 тигров).

    2. Коллекция чучел домашних животных и диких их родичей (лошадь, собака, кошка, кролик. Между прочим чучело «улова» знаменитого русского рысака, европейского рекордиста!)

    3. Коллекция домашней птицы (куры, голуби, утки, гуси, индейки уникальная коллекция в сотнях экземпляров, старых вымерших и новых породах).

    4. Гибриды диких и домашних животных (куры, голуби, утки, гуси) знаменитый «Дарвиновский опыт» с голубями. Гибриды диких зверей (помесь льва и тигра, зеброид, мелких хищных, межники разных стилей (частью уникальны в мировом масштабе!) Опыты с кроликами, кошками, собаками, волками, цветными крысами и мышами.

    5. Коллекция тропических млекопитающих: Слоны, Жираффы, Леопарты, Ленивцы, Ящеры — в сотнях экземплярах.

    6. Редчайшая коллекция по Миметизму и Птиц и Зверей.

    7. Богатейшая коллекция тропических Птиц (Колибри, Райские).

    8. Богатейшая в стране коллекция экзотических насекомых.

    9. Обширнейшая коллекция Человекообразных Обезьян: 7 горилл, 15 Орангов, 15 шимпанзе. Ценнейшая коллекция их скелетов.

    10. Отдельные редчайшие серии: Фауна Галапагосского Архипелага, внушившая Дарвину эволюционную идею. Классическая коллекция по изменчивости раковин «Ахативелла» Спадвичевых О- вов.

    11. Скульптурные реконструкции гигантских вымерших зверей (Мегатерия, Палеомастодона, Динорнис, Лохм, Носорога, Мегаладапис.

    12. Обширная серия картин (масло, акварель) по реставрации вымерших животных (Ватагин, Флеров).

    13. Обширная серия огромных панно (масло): «Смена жизни на нашей планете».

    14. Обширная серия огромных панно (масло — Комаров) на тему: «Картины быта людей Каменного Века». Сцены охоты, приручения животных.

    15. Огромная серия холстов наших лучших художников-анималистов (Ватагина-Комарова, Флерова, Белышева) на тему: «Охотничьи и Промысловые звери СССР».

    16. Обширная серия картин к Разделу «Искусственный Подбор и происхождение одомашненных животных». (Комаров).

    17. Серия Картин по Биологии низших животных (Кондаков).

    18. Серия картин по Биологии и морфологии Насекомых.

    19. Серия консервированных мозгов редких Млекопитающих (в частности человекообразных Обезьян).

    20. Огромная коллекция по редким африканским рыбам интересных в свете Дарвинизма (Двоякодышащие Полиптерусы, Протоптерусы и др.)

    21. Обширная коллекция по изменчивости рогов Оленей и рогов Беловежского Зубра.

Лишь ничтожная часть всех этих уникальных экспонатов (не говоря о фондовых материалах!) может быть показана ныне относительно ничтожному количеству посетителей, покидающих Музей не только изумленными его скрытыми богатствами, но и с нескрываемым недоумением, каким путем такие мировые ценности, столь актуального мировоззренческого и практического значения приходится десятки лет хранить подспудом, скрытыми от миллионных масс нашего рвущегося к знанию народа и ценой величайшей угрозы для сохранности этих народных богатств, собранных за время более полвека и не восстановимых никогда, никем и никакими средствами.

Вопрос о давно планируемом новом специально построенном здании для Дарвиновского Музея, как величайшего Массового Музея Биологии является остро очередным, требующим своего радикального решения в ближайшую же пару лет, для предотвращения уже начавшейся гибели уникальных сокровищ.

/проф. А.Ф. Котс/

Научные труды Гос. Дарвиновского Музея:

/Данные на 1 Сентября 1950 года/

А. По Разделу Эволюционной Психологии.

Печатные Работы:

Доктор Биологических Наук, проф. Н.Н. Ладыгина-Котс /Ст. научный работник Музея и его Соосновательница (с 1910 г.)

  1. «Отчет о деятельности Зоопсихологической Лаборатории при Дарвиновском Музее.» — 1921. ГИЗ. Москва. 5 таблиц.

  2. «Исследования познавательных способностей Шимпанзе»

    31 печ.лист. 24 Фототаблиц. ГИЗ. 1923. Москва.

  3. «Приспособительные моторные навыки Макака в условиях эксперимента.»

    «К вопросу о Трудовых Процессах Низших Обезьян»

    24 печ. листа. 24 Фототаблицы.

    Издание Гос. Дарвиновского Музея. Москва. 1928.

  4. «Дитя Шимпанзе и дитя Человека в их институтах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях.»

    Юбилейное Издание Гос. Дарвиновского Музея.

    38 печ. листа текста, 145 ориг. фото-таблиц. Москва. 1935 г.

  5. «Различение количества у Шимпанзе.»

    Издание Груз. Академии Наук./Сборник, посвященный Д. Узпадзе) 1945.

Кроме вышеперечисленных печатных трудов имеется десять научных работ в рукописях.

Доктор Биологических наук, профессор А.Ф. Котс. Основатель и Директор Музея:

  1. «Заметки об орнитологической фауне Юго-Зап. Сибири». 1899

  2. «Этюды по Теории Эволюции» Выпуски I и II. — 1914

  3. «Эгитогнатизм, его развитие и таксономическое значение».

    с 3 таблицами. Издание Моск. Общества Испытателей Природы. 1912

  4. «О гомологических рядах в окраске тетеревиных птиц». 1937

  5. «Русский Кречет в свете Дарвинизма». 1948. «Охрана природы».

Кроме приведенных трудов имеется около сотни работ в рукописи по вопросам Дарвинизма, Музеологии, Педагогики и на темы современности.

К истории Дарвиновского Музея на базе биографии его основателя.

1896. — Первая творческая Выставка экспонатов собственноручной монтировки А. Котс: Присуждение Мал. Серебряной Медали Об-тва Акклиматизации.

«» Первые ценнейшие приобретения для будущего Музея.

1899. — Вторая Творческая Выставка музейных экспонатов: результатов личных сборов в Юго-Зап. Сибири. Большая Серебряная Медаль.

1905. — Первая заграничная поездка для изучения Музеев Австрии, Германии, Франции, Бельгии, Голландии и Англии. Основание Музея.

1907. — Приглашение на Высш. Женск. Курсы. Чтение Лекции по Дарвинизму. Переведение Музея на Территорию Женских Курсов.

1909-1913. Четырехлетнее научное руководство знаменитой Московской Препараторской Мастерской Ф. Лоренца (после его смерти в 1909 г.). Закрепление за Дарвиновским Музеем всего огромного музейного наследия покойного натуралиста.

Высокая оценка Дарвиновского Музея в бытность его собственностью основателя видными зарубежными учеными.

(— «Ваш Дарвиновский Музей — достойное удивления творение, особенно, если учесть, что оно является созданием сил и средства единого лица: ничего равного ему здесь, в Германии, я не смог бы указать»..)

1913. — «Принесение Дарвиновского Музея в дар Московским Высшим Женским Курсам.»

«» Вторичная научная поездка заграницу (вместе с Н.Н. Ладыгиной-Котс) для изучения постановки музейного дела и приобретения музейных материалов.

Переведение Музея на Девичье Поле, в Главный Корпус Курсов (размещение шкафов Музея по коридорам здания.)

1917. — Предоставление Музею часть ныне занимаемого помещения.

1918. — Национализация Дарвиновского Музея. Постепенное превращение Музея из Вузовского в Массовый.

1919-1923. — Заведование Московским Зоологическим Садом. Обогащение Дарвиновского Музея сотнями экспонатов, полученных в итоге обширных экспериментальных работ в Зоосаде по линии наследственности (Генетики) и Зоопсихологии. Утверждение Музея, как самостоятельного Государственного Учреждения НКП.

Национализация ряда частных зоологических собраний (Хомякова, Попова, препараторских фирм, за их ликвидацией)

Начало Связи Музея с органами Пушно-Меховой промышленности («Главмехом») — Приобретение ценных образцов пушнины.

Расцвет научно-художественных работ: привлечение художников В.А. Ватагина (работавшего для Музея с 1907 г.) художника М.Д. Езучевского. Первые скульптуры и полноценные картины.

1925. — Начало массового посещения Музея и продолжающегося по сие время анкетно-статистического изучения музейных зрителей.

Переход Дарвиновского Музея в ведение Комитета по делам культурно- просветительных учреждений при Совете Министров.